Учитель крупным планом: рекомендательный список литературы

Наступивший 2010 год объявлен в России Годом Учителя! Он про­должает хорошую традицию, по которой каждый год знаменует своим «именем» очередной важный этап социальной жизни. Символично, что нынешний Год Учителя, сменив Год Молодежи, имеет основной це­лью развитие творческого и профессионального потенциала россий­ских учителей, повышения социального престижа учительской про­фессии.

Каждый человек в нашей стране переступает порог школы, где начи­нается его дорога в жизнь. Школа всегда работает на будущее, а Учи­тель - самое ответственное человеческое предназначение!
Сегодня на наших глазах происходят быстрые изменения страны. Но­вой становится школа. Ее жизнь не менее динамична, чем жизнь обще­ства. При этом незыблемой остается педагогическая миссия учителя - подготовка молодого поколения к самостоятельной жизнедеятельности, создание условий для осознанного самоопределения и самореализации учащихся. Тем самым, профессиональная деятельность современного учителя заключается в умелом содействии умственному образованию и формированию гражданских качеств человека.
Современная Россия как никогда за­интересована, чтобы в ней было много умных, духовно солидарных и терпеливых наставников для нашей молодежи, которая уже завтра бу­дет обеспечивать духовный мир нации и хозяйственное процветание об­щества.
Профессия учителя одна из трудных, потому что она требует не толь­ко глубоких знаний, но и бесконечной интеллектуальной, а также душев­ной работы, а нередко, мужества. Значит, эта профессия самая важная и увлекательная!
Данный рекомендательный список состоит из двух разделов: «Великие педагоги прошлого» и «Школа XXI века и ее учитель» и включает в себя статьи из газет и журналов последних лет. Список создавался на базе СКС ИРБИС.


ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО

Баврин, И. И. Педагогическое наследие С.А.Рачинского / И. И. Баврин // Начальная школа. - 2008. - № 6. - C. 4 - 14.

Баврин, И. И. С. А. Рачинский - замечательный педагог : [из истории преподавания математики в шк.] / И. И. Баврин // Математика в школе. - 2004. - N 9. - С. 74 - 80.

Бим-Бад, Б. Ян Амос Коменский: аксиомы панпедии / Б. Бим-Бад // Воспитательная работа в школе. - 2007. - №1. - C. 9-16.

Богуславский, Михаил. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания / М. Богуславский // Народное образование. - 2008. - № 9. - C. 261-266.

Букина, И. Педагогические идеи С.Т.Шацкого. В поисках новых путей воспитательной работы / И. Букина // Воспитательная работа в школе. - 2008. - № 6. - C. 5-13.

Воспитание как познание души и нрава ученика : жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского // Воскресная газета. Покров. - 2009. - № 3. - C. 31-33.

Гликман, И. Педагогика гарантированного воспитания : к 120-летию А.С. Макаренко / И. Гликман // Народное образование. - 2007. - №6. - C. 139-148.

Гусев, Г. В. Наследие С. А. Рачинского и его значение в наши дни : [к биогр. ученого и педагога] / Г. В. Гусев // Москва. - 2008. - № 8. - C. 197-203.

Демакова, И. Януш Корчак - мой учитель / И. Демакова // Воспитание детей и молодежи. - 2009. - № 3. - C. 35-40.

Дьяконов, К. Н. Географ и педагог: Александр Иванович Соловьёв : к 100-летию со дня рождения / К. Н. Дьяконов, В. А. Есаков, В. А. Снытко // География в школе. - 2007. - №8. - C. 32-33.

Затонских, Г.В. Школа в Ясной Поляне / Г. В. Затонских // Досуг в школе. - 2008. - № 12. - C. 19-22.

Иванченко, И. Н. Национальное воспитание по И. А. Ильину / И. Н. Иванченко // Педагогика. - 2008. - № 8. - C. 77-83.

Ивойлова, И. Академик РАО Шалва Амонашвили: о творце-учителе в эпоху стандартов / И. Ивойлова // Российская газета. - 2009. - 13 окт. (№193). - C. 13.

Князева, В. В. Принципы воспитания и развития по Яну Амосу Коменскому: к 350-летию со дня амстердамского издания "Великой дидактики" / В. В. Князева // Воспитание детей и молодежи. - 2008. - № 3. - C. 49-55.

Корнетов, Г. Б. Образование для жизни Герберта Спенсера / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. - 2008. - № 3 (июль-сент.). - C. 47-50.

Корнетов, Г. Б. Панпедия Яна Амоса Коменского / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. - 2008. - № 1. - C. 27 – 31.

Крылова, Н. Понять и принять Монтессори : идеи и педагогическая практика / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников: прил. к газ. "Первое сентября". - 2010. - № 1 (янв.). - C. 6-8.

Модзалевский, Л. Карл Шмидт - основатель антропологической педагогики / Л. Модзалевский // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 9. - C. 5-16.

Педагогическое наследие Антона Семёновича Макаренко // Вожатый века. - 2009. - № 2. - C. 2-6.

Петренко, О. Л. Открытая школа С. Т. Шацкого / О. Л. Петренко // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - № 3. - C. 51-55.

Пивоварова, О.Г. Историко-педагогическая деятельность М.М. Богословского / О.Г. Пивоварова // Отечественная история. - 2005. - №5. - C. 151-157.

Рындак, В. Уроки Василия Александровича Сухомлинского / В. Рындак // Народное образование. - 2005. - №7. - C. 170-175.

Тихонова, А. Ю. Идеи педагога и просветителя И.Н. Ульянова - из XIX века в век XXI / А. Ю. Тихонова // География и экология в школе XXI века. - 2010. - № 1. - C. 45-51.

Флёров, А.П. Константин Дмитриевич Ушинский / А.П. Флёров // Педагогика. - 2006. - №2. - C. 71-76.

Франсуаза Дольто // Дошкольное образование (Приложение к "Первому сентября"). - 2010. - № 1 (янв.). - C. 24.

Чмелева, Е. В. Концепция религиозного воспитания М. М. Манасеиной : [педагог (1842 - 1903)] / Е. В. Чмелева // Педагогика. - 2007. - N 3. - С. 94 - 102.

Шишмарева, Е. В. Мой дорогой учитель / Е. В. Шишмарева // Воспитание детей и молодежи. - 2009. - № 4. - C. 42-45.

Штец, А. А. Методика обучения грамоте К. Д. Ушинского / А. А. Штец // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 8. - C. 40-41.

ШКОЛА XXI ВЕКА И ЕЁ УЧИТЕЛЬ
Бунимович, Е. Портрет учителя / Е. Бунимович // Здоровье школьника. - 2009. - № 10. - C. 36-38.

Болотова, Е. Л. Правовой статус педагога / Е. Л. Болотова // Народное образование. - 2010. - № 1. - C. 152-159.

Вифлеемский А. Инновации в системе образования / А. Вифлеемский // Народное образование. - 2008. - № 9.

Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам : антология классических и неклассических текстов о педагогике // Первое сентября. - 2008. - № 13-14 (19 июля). - C. 2-48.
Аннотация: В номере опубликованы отрывки из трудов великих ученых, педагогов, философов: К.Ясперс "Духовная ситуация времени", В.Франкл "Человек в поисках смысла, М.Мамардашвили, К.Юнг "О становлении личности" и др.

Галеева, Н. Оценка качества профессиональной деятельности учителя : рекомендации по разработке системы показателей / Н. Галеева // Управление школой. - 2009. - №2 (янв.) . - C. 3-7.

Загвоздкин, В. К. Оценка учителя, как фактор его профессионального роста и развития школы : (из международного опыта экспертизы (оценки учителя) / В. К. Загвоздкин // Управление современной школой. Завуч. - 2010. - № 1. - C. 65-73.

Заярная, Т. В. Возможен ли педагог без эмоционального выгорания? / Т. В. Заярная // Учитель в школе. - 2009. - № 3. - C. 61-62.

Зуев, А. М. Портфолио преподавателя - инструмент самопознания и самообразования / А. М. Зуев // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 8. - C. 35-40.

Ивойлова, И. Тридцатый ученик в классе : ученые составили среднестатистический портрет российского учителя / И. Ивойлова // Российская газета. - 2010. - 23 марта (№ 59). - C. 13.

Исенко, С.П. Профессиональный имидж педагога и культура его общения / С. П. Исенко // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 9. - C. 3 – 10.

Каверин, Ю. Диагностика профессиональной подготовки и личностных качеств учителя / Ю. Каверин // Управление школой. - 2010. - № 4 (февр.). - C. 24-26.

Каменский, А. Н. Школа XXI века и её учитель / А. Н. Каменский // Народное образование. - 2009. - № 7. - C. 89-93.

Квалификационные характеристики должностей работников образования // Социальная защита. - 2009. - № 12. – [ Библиотека журнала] C. 2-12.

Личность учителя : тема номера // Математика: Прил. к газ. "Первое сентября". - 2010. - № 5 (март).

Лукьянова, М. Педагог сегодня: особенности, трудности, риски, возможности / М. Лукьянова // Народное образование. - 2009. - № 8. - C. 265-272.

Медведев, Д. А. Школы должны наполняться энергией молодых : Речь президента на церемонии открытия Года учителя в РФ / Д. А. Медведев // Учительская газета. - 2010. - 26 янв. (№3). - C. 6.

Поляков, С. Национальный проект "Образование" как инновация / С. Поляков // Народное образование. - 2008. - № 9. - C. 30-41.

Ноженкина, О. С. Профессиональная деформация учителя и педагогическая рефлексия / О. С. Ноженкина // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - C. 55-62.

Полякова, Т. Как нарисовать птицу : кое-что об учительской этике / Т. Полякова // Классное руководство и воспитание школьников: Прил. к газ. "Первое сентября". - 2009. - № 20 (окт.). - C. 4-5.

Пономарева, Г. Имидж современного педагога: "серая мышка" или обаятельный человек? / Г. Пономарева // Директор школы. - 2009. - № 7. - C. 30-34.

Профессиональные компетентности будущего учителя : [тема номера] // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 5. - C. 3-30.

Роботова, А. Не спешите критиковать и отвергать. Размышления о становлении учителя / А. Роботова // Управление школой. - 2009. - № 9. - C. 32-36.

Самигуллина, М. Качество образования: "опять двойка"? / М. Самигуллина , И. Багавиев // Директор школы. - 2009. - № 7. - C. 13-17.

Сартан, Я. Педагог как наблюдатель, гид и консультант : попытка анализа практики индивидуального сопровождения в образовании / Я. Сартан // Управление школой. - 2009. - № 16. - C. 6-10.

Синягин, Ю. В. Оценка руководителей: компетентности и ресурсы / Ю. В. Синягин // Воспитание детей и молодежи. - 2009. - № 4. - C. 48-53.

Шишмарева, Е. В. Мой дорогой учитель / Е. В. Шишмарева // Воспитание детей и молодежи. - 2009. - № 4. - C. 42-45.

Юдина, Е. Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагогов / Е. Г. Юдина // Учитель в школе. - 2009. - № 2. - C. 57-66.



Составитель: вед. библиограф Е. Н. КАЛИНИНА