Учитель крупным планом: рекомендательный список литературы
Наступивший 2010 год объявлен в России Годом Учителя! Он продолжает хорошую традицию, по которой каждый год знаменует своим «именем» очередной важный этап социальной жизни. Символично, что нынешний Год Учителя, сменив Год Молодежи, имеет основной целью развитие творческого и профессионального потенциала российских учителей, повышения социального престижа учительской профессии.
Каждый человек в нашей стране переступает порог школы, где начинается его дорога в жизнь. Школа всегда работает на будущее, а Учитель - самое ответственное человеческое предназначение!
Сегодня на наших глазах происходят быстрые изменения страны. Новой становится школа. Ее жизнь не менее динамична, чем жизнь общества. При этом незыблемой остается педагогическая миссия учителя - подготовка молодого поколения к самостоятельной жизнедеятельности, создание условий для осознанного самоопределения и самореализации учащихся. Тем самым, профессиональная деятельность современного учителя заключается в умелом содействии умственному образованию и формированию гражданских качеств человека.
Современная Россия как никогда заинтересована, чтобы в ней было много умных, духовно солидарных и терпеливых наставников для нашей молодежи, которая уже завтра будет обеспечивать духовный мир нации и хозяйственное процветание общества.
Профессия учителя одна из трудных, потому что она требует не только глубоких знаний, но и бесконечной интеллектуальной, а также душевной работы, а нередко, мужества. Значит, эта профессия самая важная и увлекательная!
Данный рекомендательный список состоит из двух разделов: «Великие педагоги прошлого» и «Школа XXI века и ее учитель» и включает в себя статьи из газет и журналов последних лет. Список создавался на базе СКС ИРБИС.
ВЕЛИКИЕ ПЕДАГОГИ ПРОШЛОГО
Баврин, И. И. Педагогическое наследие С.А.Рачинского / И. И. Баврин // Начальная школа. - 2008. - № 6. - C. 4 - 14.
Баврин, И. И. С. А. Рачинский - замечательный педагог : [из истории преподавания математики в шк.] / И. И. Баврин // Математика в школе. - 2004. - N 9. - С. 74 - 80.
Бим-Бад, Б. Ян Амос Коменский: аксиомы панпедии / Б. Бим-Бад // Воспитательная работа в школе. - 2007. - №1. - C. 9-16.
Богуславский, Михаил. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания / М. Богуславский // Народное образование. - 2008. - № 9. - C. 261-266.
Букина, И. Педагогические идеи С.Т.Шацкого. В поисках новых путей воспитательной работы / И. Букина // Воспитательная работа в школе. - 2008. - № 6. - C. 5-13.
Воспитание как познание души и нрава ученика : жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского // Воскресная газета. Покров. - 2009. - № 3. - C. 31-33.
Гликман, И. Педагогика гарантированного воспитания : к 120-летию А.С. Макаренко / И. Гликман // Народное образование. - 2007. - №6. - C. 139-148.
Гусев, Г. В. Наследие С. А. Рачинского и его значение в наши дни : [к биогр. ученого и педагога] / Г. В. Гусев // Москва. - 2008. - № 8. - C. 197-203.
Демакова, И. Януш Корчак - мой учитель / И. Демакова // Воспитание детей и молодежи. - 2009. - № 3. - C. 35-40.
Дьяконов, К. Н. Географ и педагог: Александр Иванович Соловьёв : к 100-летию со дня рождения / К. Н. Дьяконов, В. А. Есаков, В. А. Снытко // География в школе. - 2007. - №8. - C. 32-33.
Затонских, Г.В. Школа в Ясной Поляне / Г. В. Затонских // Досуг в школе. - 2008. - № 12. - C. 19-22.
Иванченко, И. Н. Национальное воспитание по И. А. Ильину / И. Н. Иванченко // Педагогика. - 2008. - № 8. - C. 77-83.
Ивойлова, И. Академик РАО Шалва Амонашвили: о творце-учителе в эпоху стандартов / И. Ивойлова // Российская газета. - 2009. - 13 окт. (№193). - C. 13.
Князева, В. В. Принципы воспитания и развития по Яну Амосу Коменскому: к 350-летию со дня амстердамского издания "Великой дидактики" / В. В. Князева // Воспитание детей и молодежи. - 2008. - № 3. - C. 49-55.
Корнетов, Г. Б. Образование для жизни Герберта Спенсера / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. - 2008. - № 3 (июль-сент.). - C. 47-50.
Корнетов, Г. Б. Панпедия Яна Амоса Коменского / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. - 2008. - № 1. - C. 27 – 31.
Крылова, Н. Понять и принять Монтессори : идеи и педагогическая практика / Н. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников: прил. к газ. "Первое сентября". - 2010. - № 1 (янв.). - C. 6-8.
Модзалевский, Л. Карл Шмидт - основатель антропологической педагогики / Л. Модзалевский // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 9. - C. 5-16.
Педагогическое наследие Антона Семёновича Макаренко // Вожатый века. - 2009. - № 2. - C. 2-6.
Петренко, О. Л. Открытая школа С. Т. Шацкого / О. Л. Петренко // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - № 3. - C. 51-55.
Пивоварова, О.Г. Историко-педагогическая деятельность М.М. Богословского / О.Г. Пивоварова // Отечественная история. - 2005. - №5. - C. 151-157.
Рындак, В. Уроки Василия Александровича Сухомлинского / В. Рындак // Народное образование. - 2005. - №7. - C. 170-175.
Тихонова, А. Ю. Идеи педагога и просветителя И.Н. Ульянова - из XIX века в век XXI / А. Ю. Тихонова // География и экология в школе XXI века. - 2010. - № 1. - C. 45-51.
Флёров, А.П. Константин Дмитриевич Ушинский / А.П. Флёров // Педагогика. - 2006. - №2. - C. 71-76.
Франсуаза Дольто // Дошкольное образование (Приложение к "Первому сентября"). - 2010. - № 1 (янв.). - C. 24.
Чмелева, Е. В. Концепция религиозного воспитания М. М. Манасеиной : [педагог (1842 - 1903)] / Е. В. Чмелева // Педагогика. - 2007. - N 3. - С. 94 - 102.
Шишмарева, Е. В. Мой дорогой учитель / Е. В. Шишмарева // Воспитание детей и молодежи. - 2009. - № 4. - C. 42-45.
Штец, А. А. Методика обучения грамоте К. Д. Ушинского / А. А. Штец // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 8. - C. 40-41.
ШКОЛА XXI ВЕКА И ЕЁ УЧИТЕЛЬ
Бунимович, Е. Портрет учителя / Е. Бунимович // Здоровье школьника. - 2009. - № 10. - C. 36-38.
Болотова, Е. Л. Правовой статус педагога / Е. Л. Болотова // Народное образование. - 2010. - № 1. - C. 152-159.
Вифлеемский А. Инновации в системе образования / А. Вифлеемский // Народное образование. - 2008. - № 9.
Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам : антология классических и неклассических текстов о педагогике // Первое сентября. - 2008. - № 13-14 (19 июля). - C. 2-48.
Аннотация: В номере опубликованы отрывки из трудов великих ученых, педагогов, философов: К.Ясперс "Духовная ситуация времени", В.Франкл "Человек в поисках смысла, М.Мамардашвили, К.Юнг "О становлении личности" и др.
Галеева, Н. Оценка качества профессиональной деятельности учителя : рекомендации по разработке системы показателей / Н. Галеева // Управление школой. - 2009. - №2 (янв.) . - C. 3-7.
Загвоздкин, В. К. Оценка учителя, как фактор его профессионального роста и развития школы : (из международного опыта экспертизы (оценки учителя) / В. К. Загвоздкин // Управление современной школой. Завуч. - 2010. - № 1. - C. 65-73.
Заярная, Т. В. Возможен ли педагог без эмоционального выгорания? / Т. В. Заярная // Учитель в школе. - 2009. - № 3. - C. 61-62.
Зуев, А. М. Портфолио преподавателя - инструмент самопознания и самообразования / А. М. Зуев // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. - 2009. - № 8. - C. 35-40.
Ивойлова, И. Тридцатый ученик в классе : ученые составили среднестатистический портрет российского учителя / И. Ивойлова // Российская газета. - 2010. - 23 марта (№ 59). - C. 13.
Исенко, С.П. Профессиональный имидж педагога и культура его общения / С. П. Исенко // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - № 9. - C. 3 – 10.
Каверин, Ю. Диагностика профессиональной подготовки и личностных качеств учителя / Ю. Каверин // Управление школой. - 2010. - № 4 (февр.). - C. 24-26.
Каменский, А. Н. Школа XXI века и её учитель / А. Н. Каменский // Народное образование. - 2009. - № 7. - C. 89-93.
Квалификационные характеристики должностей работников образования // Социальная защита. - 2009. - № 12. – [ Библиотека журнала] C. 2-12.
Личность учителя : тема номера // Математика: Прил. к газ. "Первое сентября". - 2010. - № 5 (март).
Лукьянова, М. Педагог сегодня: особенности, трудности, риски, возможности / М. Лукьянова // Народное образование. - 2009. - № 8. - C. 265-272.
Медведев, Д. А. Школы должны наполняться энергией молодых : Речь президента на церемонии открытия Года учителя в РФ / Д. А. Медведев // Учительская газета. - 2010. - 26 янв. (№3). - C. 6.
Поляков, С. Национальный проект "Образование" как инновация / С. Поляков // Народное образование. - 2008. - № 9. - C. 30-41.
Ноженкина, О. С. Профессиональная деформация учителя и педагогическая рефлексия / О. С. Ноженкина // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - C. 55-62.
Полякова, Т. Как нарисовать птицу : кое-что об учительской этике / Т. Полякова // Классное руководство и воспитание школьников: Прил. к газ. "Первое сентября". - 2009. - № 20 (окт.). - C. 4-5.
Пономарева, Г. Имидж современного педагога: "серая мышка" или обаятельный человек? / Г. Пономарева // Директор школы. - 2009. - № 7. - C. 30-34.
Профессиональные компетентности будущего учителя : [тема номера] // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 5. - C. 3-30.
Роботова, А. Не спешите критиковать и отвергать. Размышления о становлении учителя / А. Роботова // Управление школой. - 2009. - № 9. - C. 32-36.
Самигуллина, М. Качество образования: "опять двойка"? / М. Самигуллина , И. Багавиев // Директор школы. - 2009. - № 7. - C. 13-17.
Сартан, Я. Педагог как наблюдатель, гид и консультант : попытка анализа практики индивидуального сопровождения в образовании / Я. Сартан // Управление школой. - 2009. - № 16. - C. 6-10.
Синягин, Ю. В. Оценка руководителей: компетентности и ресурсы / Ю. В. Синягин // Воспитание детей и молодежи. - 2009. - № 4. - C. 48-53.
Шишмарева, Е. В. Мой дорогой учитель / Е. В. Шишмарева // Воспитание детей и молодежи. - 2009. - № 4. - C. 42-45.
Юдина, Е. Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагогов / Е. Г. Юдина // Учитель в школе. - 2009. - № 2. - C. 57-66.
Составитель: вед. библиограф Е. Н. КАЛИНИНА