«Мастер на все времена» - 125 лет со дня рождения М.А. Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков один из самых читаемых писателей ХХ и ХХI в.в. Это имя  - веха в истории литературы.

Булгаков, действительно, оказался необходим всем, и в первую очередь литературе. Потому что его произведения – богатейшая школа мастерства, творческой фантазии, юмора, сатиры. Булгаков нужен любому из нас. Каждая его вещь – это захватывающее чтение: обогащающее и облагораживающее. Его обращение к трагическим, темным страницам человеческого бытия не убивает, а пробуждает душу. Его смех е только веселит, но и заставляет думать. Добро в его произведениях и умиротворяет, и требует действия. А зло рождает не только ненависть, сколько горечь и сожаление. «Рукописи не горят», -  заявляет один из главных героев романа «Мастер и Маргарита»,  выражая тем  самым авторское кредо. Посмертная судьба Булгакова подтвердила этот неожиданный афоризм – предсказание. Мастер на все времена. Про него уверенно можно сказать словами, обращенными к его любимому драматургу Мольеру: «Для его славы ничего не нужно, он нужен для нашей славы».

Едва ли не самый издаваемый автор блистательной прозы, драматург, пьесы которого не сходят с подмостков отечественных и зарубежных театров, чьи произведения переведены на языки народов мира – Булгаков законно и достойно занял своё место в ряду классиков русской литературы и мировой культуры.



Варламов А.Н.

Михаил Булгаков /Алексей Варламов. _ 2-е издание- М.: Молодая гвардия, 2008. – 840с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. Биогр.;  вып. 1150)

 В русской литературе есть писатели, судьбой владеющие и судьбой владеемые. Михаил Булгаков из числа вторых. Всё его бытие было непрерывным, осмысленным, обреченным на поражение в жизни и на блистательную победу в литературе поединком с Судьбой.  Что надо сделать с человеком, каким наградить его даром, через какие взлёты и падения, искушения, испытания и соблазны провести, как сплести жизненный сюжет, каких подарить ему друзей, врагов и удивительных женщин, чтобы он написал «Белую гвардию», «Собачье сердце», «Театральный роман», «Бег», «Кабалу святош», «Мастера и Маргариту»?

 

 Прозаик, доктор филологических наук, лауреат  литературной премии Александра Солженицына, а также премий «Антибукер», «Большая книга» и др., автор жизнеописаний М.М. Пришвина, А.С. Грина и А.Н. Толстого Алексей Варламов предлагает свою версию судьбы писателя, чьи книги на протяжении многих десятилетий вызывают восхищение, возмущение, яростные споры, любовь и сомнение, но мало кого оставляют равнодушным и имеют несомненный, устойчивый успех во всём мире.

 

 

 

Воспоминания о Михаиле Булгакове: Сборник. – М.: Советский писатель, 1988. -  528 с. 

Судьба этой книги непростая. Идея создания мемуарного сборника о М. Булгакове  принадлежала вдове писателя Е. С. Булгаковой. Дело, начатое ею, было горячо поддержано К. М. Симоновым,  возглавившим в начале 60-х годов комиссию по литературному  наследию М. А. Булгакова.  В 1967 г. рукопись сборника была предложена издательству «Искусство»,  но издание в то время не было осуществлено.

И только в 1988 году эта книга увидела свет.  О Михаиле Булгакове вспоминают К. Паустовский, В. Катаев, Э. Миндлин,

М. Яншин, М. Прудкин.  Они рассказывают о начале литературного пути писателя, о его работе в театре, о жизни и творчестве последних лет.

В сборник включены воспоминания Т. Н. Кисельгоф, Л. Белозерской,

 

Дневниковые записи вдовы – Е .С. Булгаковой, материалы из семейного архива.

 

 

Дневник Елены Булгаковой /Гос. б-ка СССР им. Ленина; Сост., текстол. Подгот. И комент. В. Лосева и Л. Яновской; Вступ. Ст. Л. Яновской. – М.: Изд-во «Кн. Палата», 1990. – 400 с. (Из рукописного наследия).

 Дневник Е.С. Булгаковой охватывает последний период жизни и творчества великого писателя и драматурга   (1 сет. 1933 – 19 февр. 1940 г.)  В нем зафиксирована повседневная жизнь писателя, его интересы,  творческие планы, рабочие и дружеские встречи  с деятелями искусства и литературы, подробно отражен процесс работы над романами «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита», пьесами «Пушкин», «Иван Васильевич», «Мольер», оперными либретто.

 

 Для литературоведов, историков литературы, широкого круга читателей.

 

 

 

 

Лесскис Г.А.

Триптих М.А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия»; «Записки покойника»; «Мастер и Маргарита». Комментарии. – М.: ОГИ, 1999. – 432с.

Книга представляет собой историко – литературное исследование трех крупнейших прозаических произведений Булгакова. Данная работа уникальна по объёму охваченного материала  и по аспектам  рассмотрения изучаемых текстов. Помимо комментирования фактографического материала (объяснений бытовых деталей, исторических фактов, аллюзий и т.п.), в исследовании изложена история замысла и работы автора над текстом, по-новому рассмотрены текстологические проблемы, возникшие в связи с цензурными сложностями и попытками искажения текста; изложена история публикации триптиха и дана характеристика языкового стиля и литературных связей Булгакова с предшествующей и современной ему русской литературой. Книга написана языком простым, энергичным и четким и может быть полезным пособием при изучении творчества Булгакова как в средней школе, так и в высших учебных заведениях. 

 

 

М. А. Булгаков – драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. – сост. А. Нинов; науч. ред.  В. Гудкова;  Художник А. Дугин. – М.: Союз театр. Деятелей РСФСР, 1988. – 496 с. ил.

Сборник создан на основе булгаковских чтений, проведенных в 1986 г.  Творчество Булгакова – драматурга рассмотрено авторами в многосторонних связях писателя с театром и художественной культурой его времени. В сборнике освещаются малоизученные обстоятельства биографии М. Булгакова, его участие в театральной и художественной жизни Киева, Владикавказа, Москвы и Ленинграда, рассматриваются творческие взаимоотношения писателя с А. Белым, 

 

В. Маяковским, Н. Эрдманом, В. Вересаевым и другими писателями. 

 

 

 

 

Михаил и Елена Булгаковы. Дневник Мастера и Маргариты /Михаил и Елена Булгаковы; сост. В. И. Лосева. – М. Вагриус, 2004. – 557 с.: фото -  (Литературные мемуары).

  «Дневник Мастера и Маргариты» - это книга о жизни и творчестве одного из самых загадочных русских писателей двадцатого века. Это рассказ самого Булгакова и его подруги, музы и ангела – хранителя Елены Сергеевны Булгаковой.  Это дневники и письма, выстроенные хронологически в форме единого текста, дающие уникальную возможность день за днём прожить рядом с писателем самые мучительные и плодотворные его годы – прожить и прикоснуться к тому, что почти всегда остаётся тайной за семью печатями, - внутреннему миру творца. 

 

 

 

 

 

Петелин В.В.

Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 665 с.

Книга Виктора Петелина повествует о жизни великого русского писателя Михаила Булгакова. Бурные социальные преобразования начала ХХ века в России нашли отражение в его творчестве.  Медицинский факультет университета, фронт Первой мировой, послевоенный Киев, Владикавказ времен  Гражданской и наконец, Москва 20-х.  В книге достоверно показано, как события биографии и люди, окружающие Булгакова, возникают на страницах его произведений.  Но начавшаяся в 30-х годах травля писателя создает период замалчивания его имени на долгие годы. Свой знаменитый роман «Мастер и Маргарита» он так и не увидел опубликованным. Виктор Петелин документально воссоздаёт жизнь Михаила Булгакова, полную творческих успехов и личных драм, надежд и разочарований, признания почитателей и конфликтов с властями.

 

 

Поздняева Т.

Воланд и Маргарита /Татьяна Поздняева. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. – 446 с. – (Серия «Новая Эврика»).

Книга московского искусствоведа Татьяны Поздняевой посвящена одному из самых известных романов ХХ века «Мастер и Маргарита».

 

Согласно оригинальной концепции автора, картина мира, представленная в романе, носит апокалиптический характер. Проблемы добра и зла, истины, жизни и смерти, поставленные Булгаковым, не находят однозначного решения, а ощущение богооставленности заставляет героев искать прибежища у темных сил. 

 

 

 

 

 

Соколов Б.

Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». – М.: Яуза, Эксмо, 2006. – 608с.

Когда казнили Иешуа Га-Ноцри в роман Булгакова? А когда происходит действие московских сцен «Мастера и Маргариты»? Оказывается, всё расписано писателем до года, дня и часа. Прототипом каких героев романа послужил Ленин, Сталин, Бухарин?  Кто из современных Булгакову писателей запечатлён на страницах романа, и как отражены в тексте факты булгаковской биографии Понтия Пилата? Как преломилась в романе история раннего христианства и масонства? Почему погиб Михаил Александрович Берлиоз?  Как отразились в структуре романа идеи русских религиозных философов начала ХХ века?  И наконец, как Ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в книге известного исследователя творчества Михаила Булгакова, доктора филологических наук Бориса Соколова.

 

 

Соколов Б.В.

Булгаковская энциклопедия. М. Локид; Миф. 2000. 592 с., илл.

Михаил Булгаков – едва ли не самый популярный русский писатель

 

ХХ века. Настоящая энциклопедия, написанная специалистом – булгаковедом, она отличается оригинальным авторским взглядом на жизнь и творчество великого писателя. Булгаков один из наиболее загадочных авторов мировой литературы.  Читатель найдет в энциклопедии разгадки многих тайн булгаковской биографии и его произведений, узнает прототипов многих полюбившихся персонажей, прочтет замысловатые шифры «Мастера и Маргариты», «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Бега»… Здесь разрушаются мифы, созданные вокруг имени Булгакова, и исследуются мифы, сотворены самим писателем.  Булгаковская энциклопедия – интеллектуальное и увлекательное чтение.  В ней мировая демонология соседствует с историей христианства, родные и близкие  Булгакова - с великими философами и писателями, булгаковская Москва – с таинственным  Ершалаимом.  

 

Соколов Б.В.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».  Очерки творческой истории. – М. Наука, 1991. – 176 с.

 В книге исследуется процесс творчества М. Булгакова на примере его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Автором выявляются литературные, исторические и реальные (прототипы)  источники, сложная структура и хронология; раскрывается идейное содержание и особенности поэтики.

 

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся творчеством Михаила Булгакова.

 

 

 

 

Соколов Б.В.

Три любви Михаила Булгакова /Борис Соколов. – М.: Яуза: Эксмо, 2014. – 320 с.

 Три жены, три любви были в жизни Булгакова. Что за женщины покорили его сердце, сыграв главные роли в его творчестве и судьбе?  Кому из них Мастер обязан спасением от наркомании и правду ли говорят, что исцелиться от роковой страсти всё равно что «соскочить с иглы»? Как он признавался в любви и отчего разлюбил? Почему так и не завел детей, по чьей вине распались два его брака и за что он после развода каялся перед первой женой: «Из-за тебя Бог меня покарает»?  Обрёл ли он покой, который ценил больше света? И разве не счастливец тот мужчина, что, может, как Булгаков, прошептать любимой перед смертью: «Ты была самой лучшей женщиной в мире! Божество моё, моё счастье, моя радость. Королевушка моя, моя царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни! Я люблю тебя, я обожаю тебя! Любовь моя, жена моя, жизнь моя!» 

 

 

 

Чудакова М.О.

Жизнеописание Михаила Булгакова. – М.: Книга, 1988. – 496с. ил.

Первая научная биография советского писателя М.А. Булгакова – многолетней работы автора. Множество документов, свидетельств современников писателя дали возможность автору не только скрупулезно воссоздать вехи жизни Булгакова, но и его творческий облик.  Книга написана в яркой художественной публицистической манере. Жизнь писателя даётся на широком историческом фоне эпохи, её литературной и социальной жизни.

 

Оригинальные графические композиции, иллюстрирующие книгу, исполнены исключительно на основе подлинных документов описываемого времени, разысканных автором и художниками для настоящего издания. Принцип иллюстрирования имеет в виду следование  строго документальному литературному жанру, избранному автором биографии. 

 

Яблоков Е.А.

Художественный мир Михаила Булгакова. – М.: Языки славянской культуры. 2001. – 424 с.

 Булгаков относится к числу самых «читаемых» классиков, однако в работах литературоведов, в школьной и вузовской практике даются  весьма разноречивые оценки    произведений  и творческой личности писателя. В предлагаемой монографии творчество Булгакова рассмотрено как художественное целое, обладающее устойчивыми структурными  свойствами, - единый «булгаковский текст»; помогает ответить на вопрос: о чем писал этот автор на протяжении двух десятилетий и как относился к описываемой им реальности?

В поле зрения оказываются практически все произведения писателя: романы «Белая гвардия», «Записки покойника» и «Мастер и Маргарита», повести «Дьяволиада»,  «Роковые яйца» и «Собачье сердце», рассказы чикла «Записки юного врача», драмы и комедии, многие фельетоны, очерки, дневники, письма. Булгаковская проза соотносится как с историей европейских литератур, так и с произведениями других видов искусства (музыка, театр и др.); вместе с тем исследуются черты индивидуального стиля писателя, и выстраивается система характерных для него «типажей».

 

Книга предназначена для специалистов-филологов, школьных педагогов, студентов и старшеклассников, а также для широкого круга читателей, интересующихся русской литературой.